Обобщение опыта
 
Хобби

 

Сайт-портфолио 

Божедоновой Альбины Арсентьевны

 
 
 
 
 
 

 

 

      

 

 

 

 

МОУ "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых"

 

 

 

Педагогическое эссе "Учитель XXI века"

 

Достигнув определенного возраста, оглядываешься назад и думаешь, какой  была  моя дорога  в  профессию учителя, преподавателя русского языка?

60 – е  годы. Лучшую ученицу  деревенской якутской начальной школы направляют на учебу в районный центр, в 5 класс русской школы.   Как было трудно учиться в первые  дни!  Оказалось, что отличница плохо понимает русскую речь, говорит коряво, неразборчиво. Помню до сих пор: стою у доски  и пытаюсь написать под  быструю диктовку учителя многозначные числа. Все смеются. И тогда я дала себе обещание: выучить русский язык и говорить на нем так же хорошо, как мои одноклассники.

Надо сказать, что тогда в Хандыгской средней школе работали прекрасные педагоги, приехавшие из центральных районов России по распределению. С большой теплотой вспоминаю учителей: Сафину Софью Михайловну, Солохина Ивана Андреевича, Тамару Петровну Баскареву,  Батрбека Дачиевича Магкаева и других.  В родной школе  я познакомилась с русской культурой, научилась быть толерантной. К окончанию школы я знала: буду учителем русского языка и литературы.

 Сегодня я учитель с многолетним стажем. И школа – моя жизнь: радость и удовлетворение в общении с детьми, сопереживание их успехам и неудачам, ответственность.

Мы, учителя старшего поколения,  работающие в школе много лет,  испытавшие на себе разнообразные реформы, эксперименты, инновации, задумываемся, каким будет учитель будущего?

 Какие чувства мы испытываем, перейдя в  другую эпоху? Они противоречивы: это и радость, и волнение, и ощущение некоей пустоты, и ожидание перемен. Сейчас стало очень актуальным подведение итогов. Но, как считаю я, гораздо важнее задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает практически на будущее. А чтобы создавать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет. В своем эссе я буду говорить о  педагоге будущего.

В последние 10-12 лет отечественная педагогика стала ориентироваться на те изменения, которые произошли в нашем обществе; работа педагога с детьми теперь основывается на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка. В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. На практике часто приходится наблюдать, как опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием  воспринимают новое в образовании. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

Учитель 21 века - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. Узкопрактические специалисты не могут быть полноценными собеседниками, не в состоянии поддержать тему разговора, не могут общаться с детьми и коллегами. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога.  21 век  отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.

21 век невозможно  представить без информационных технологий.. Cегодня каждое учебное заведение имеет компьютерную технику, подключен к сети "Интернет" и электронной почте. Педагог 21 века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет". Компьютер  вошел в каждый дом, перешел в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник.  Прохождение курсов по обучению работе на компьютере стало для учителя любого возраста таким же привычным делом, как прохождение курсов повышения квалификации. Самостоятельная работа каждого учителя, его желание освоить хотя бы простейшие программы стали необходимыми.

Однако икакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим.

В век автоматизации от человека потребуется максимальная степень напряжения своих интеллектуальных сил. Роль человеческого разума еще более возрастет. В ряде профессий специалист будет оцениваться, прежде всего, по своим интеллектуальным возможностям, таким образом, будет существовать конкуренция не людей, а их интеллектов. Этот процесс начался уже сейчас. Чтобы подготовить такие сильные кадры, педагогу 21 века нужно быть специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к любому вопросу учащихся.

Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Учитель 21 века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Сегодня каждый желающий педагог имеет возможность издать свои разработки, довести их до широкого круга читателей и вести диалог с ними.

Рассуждая на столь актуальную тему, я не ставила перед собой цель создать макет идеального педагога, Мне лишь хотелось представить свой, очень субъективный, взгляд на вопрос.