Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» Иннокентьевой Евгении Степановны

Проблемное обучение на основе новых инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения, на уроках математики

 В нынешнее время при введении ФГОС целью своей работы считаю дать ученику определённую сумму знаний, научить ученика учиться, развивать интерес к предмету.

  В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

 На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определёнными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности являются одним из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовывать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Основными принципами проблемного обучения считаю:

- побуждать к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними;

- научить вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения;

- учить выделять главное в теме, строить свой ответ в соответствии с темой.

Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребёнка. Стараюсь подбирать дифференцированные задания с целью продвижения вперёд и сильных, и слабых учащихся. На моих уроках ученики не просто заучивают правила, но и осознают, и могут объяснить написание слов. Строя любой урок, знакомя учеников с новой темой, создаю такую ситуацию на уроке, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание этого материала для решения практических заданий. Создание проблемных ситуаций помогает мне поддерживать интерес учеников к математике. Какие бы приёмы ни использовала в своей работе, непременным этапом любого урока является беседа с учениками, где стараюсь вести их к поиску истины совместными усилиями. Ученики спорят, мыслят, сравнивают, доказывают, делают выводы. При этом очень важна доверительная атмосфера, так как без атмосферы психологического комфорта на уроке учебный процесс никогда не принесёт желаемых результатов. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своём предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВМ (клуб веселых математиков), семинары, лекции, практикумы и так далее. Дети с удовольствием работают на таких уроках. Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в парах, индивидуальную работу. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Мной разработаны технологические карты уроков, занятий внеаудиторной деятельности, большое количество дидактического материала, в том числе к проверочным и тестовым работам.

Например, в 10 классе проведен урок по теме «Решение одного тригонометрического уравнения различными способами».

Цель: показать приемы доказательства различных формул общего решения тригонометрического уравнения.

На предыдущем уроке было задано: решить уравнение cos2x=sin2x, найти различные способы решения этого уравнения. В течение урока учащиеся продемонстрировали 6 способов решения этого уравнения – применение формул, графический способ, аналитический метод. Показали не только решение этого уравнения, но и доказали равенство.

Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведёт к общей цели. Такая работа создаёт условия для формирования творческих умений, необходимых знаний

Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты и итоговые контрольные задания.

Оценки и результаты доводятся до учащихся, проводится анализ работ с целью устранения ошибок. Провожу самостоятельные работы, чтобы научить детей самооценке знаний. На таких уроках создаю спокойную обстановку в классе, обстановку доверия, уважения, открытости, справедливого отношения к каждому.

Мои ученики участвуют в международных математических конкурсах «Кенгуру», во Всероссийских дистанционных олимпиадах по математике, научно-практических конференциях, математических олимпиадах различного уровня.

 

Представление инновационного педагогического опыта работы

 

  1. Заседание МО учителей математики, физики, информатики, март 2018 г.
  2. Размещено на сайте http://khatassy.yaguo.ru/index.php/attestatsiya