МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками
государственных общеобразовательных учреждений
субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические
рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в
2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде
субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя
педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов
Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ" (Российская
газета, 2006, 14 января).
Воспитание является
одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества,
государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся
гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции
в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако
ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику,
на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный
руководитель).
В соответствии с п. 66
Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст.1252) (далее - Типовое
положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его
согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции
классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с
обучающимися в классе.
Класс - группа
обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную
образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного
учреждения.
В соответствии с
Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02 (введены в действие постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г, N
44, зарегистрировано Минюстом России 5 декабря 2002 г., регистрационный N 3997)
и Типовым положением наполняемость класса составляет 25 человек.
В малокомплектных
общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где
наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся
нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени
общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не
более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15
человек.
Цель
и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности
классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности
классного руководителя:
формирование и
развитие коллектива класса;
создание
благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
формирование
здорового образа жизни;
организация системы
отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и
интересов обучающихся;
организация системной
работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений
между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у
обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально
значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного
руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на
основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа
предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни,
на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных
задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения,
и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически
грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному
руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми
конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и
формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю
в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся,
социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного
руководителя:
1.
Организационно-координирующие:
обеспечение связи
общеобразовательного учреждения с семьей;
установление
контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание
им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога,
педагога дополнительного образования);
проведение
консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с
педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения;
организация в классе
образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала
личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация
воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов",
педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет
разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного
образования детей;
взаимодействие с
каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
ведение документации
(классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование
межличностных отношений между обучающимися;
установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему
благоприятному психологическому климату п коллективе класса;
оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.
Аналитико-прогностические:
изучение
индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния
и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за
успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий
обучающимися.
Формы
работы классного руководителя
В соответствии со
своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа,
консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы и др.);
групповые (творческие
группы, органы самоуправления и др.):
коллективные (конкурсы,
спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы
с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание
и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед
общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы
организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности
обучающихся, внешние условия;
обеспечивать
целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой
деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность
осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух
групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии
результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем
социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости).
Критерии деятельности
позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация
воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими
работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками
образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
|