Образовательная программа по русскому
языку и литературе.
Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по
стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба
И.И)
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6
ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед.
Используется примерно в 86% школ.
Свободное владение родным русским языком -
стратегическая цель курса, достижение которой определяется
успешным решением задач, связанных с реализацией специальных
целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической
компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание
учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению
самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений
- работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование
навыков чтения и др.).
Учебно-методические пособия:
Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А.,
Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 1990, 1992,
1994, 1996.
Русский язык. 6 кл. Баранов М.Т.,
Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. - Просвещение, 1992, 1994,
1996.
Русский язык. 7 кл. Баранов М.Т., Григорян
Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. - Просвещение, 1991, 1993, 1995,
1997.
Русский язык. 8 кл. Бархударов С.Г.,
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - Просвещение, 1991,
1993, 1995, 1997.
Русский язык. 9 кл. Бархударов С.Г.,
Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - Просвещение, 1990,
1992, 1994, 1996.
Русский язык: справочные материалы.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Под ред. Шанского
Н.М. - Просвещение, 1993.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3,
4, 5, 6; 1998, № 1, 2.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 6 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1993, № 4,
5, 6; 1994, № 1.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 7 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1994, № 3,
4, 5, 6; 1995, № 1.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 8 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1995, № 3,
4, 5, 6; 1996, № 1, 2.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 9 кл. журн. "Русский язык в школе", 1996, № 3,
4, 5, 6; 1997, № 1, 2.
Универсальные дидактические материалы по
русскому языку. 6-7 кл. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. - Питер-пресс,
1996.
Универсальные дидактические материалы по
русскому языку. 8-9 кл. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. - Питер-пресс,
1997.
Практическая методика русского языка в 5
кл. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. - Просвещение, 1993, 1995.
Уроки русского языка. 5 кл. Богданова Г.А.
- Просвещение, 1992.
Развитие речи: теория и практика обучения.
5-7 кл. Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1991.
Уроки русского языка в 6 кл. Соколова Г.П.
- Просвещение, 1993.
Уроки русского языка в 6 кл. Богданова Г.А.
- Просвещение, 1995.
Уроки русского языка в 7 кл. Богданова Г.А.
- Просвещение, 1992.
Уроки углубленного изучения русского языка
в 8 кл. Соколова Г.П. - Просвещение, 1992.
Практическая методика русского языка. 8 кл.
Купалова А.Ю., Никаноров В.В. - Просвещение, 1992.
Уроки углубленного изучения русского языка
в 9 кл. Семенюк А.А. - Просвещение, 1994.
Материалы для подготовки к экзаменам по
русскому языку. 9 кл. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. - Мнемозина,
1997.
Материалы к устному экзамену по русскому
языку. 9 кл. Бачманова Н.С., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др.
- Валент, 1997.
Готовимся к экзаменам по русскому языку.
Пахнова Т.М. - Просвещение, 1997.
Русский язык 5-9. Тематические зачеты.
Варианты 1-2. Богданова Г.А. и др. (Уровневая дифференциация
обучения). - Образование для всех, 1995.
Русский язык. Методические рекомендации.
Нефедова Н.А., Сидоренко Т.Ф., Логинова О.Б. (Уровневая
дифференциация обучения). - Образование для всех, 1996.
Изучение курса русского языка по
параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией
Бабайцевой В.А.
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6
ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед.
Используется примерно в 20% школ.
Цель курса - изучение русского языка и
обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о
языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и
пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в
понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"),
что обусловлено усилением практической направленности обучения
русского языка. В основе программы и учебного комплекса -
концентрический принцип подачи материала.
Учебно-методические пособия:
Русский язык. Теория. 5-9 кл. Бабайцева
В.В., Чеснокова Л.Д. - Просвещение, 1992- 1996.
Практика. Сборник задач и упражнений для 5
кл. Купалова А.Ю. - Просвещение, 1992- 1996.
Русский язык. Практика. Сборник задач и
упражнений. 6-7 кл. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. -
Просвещение, 1993, 1994, 1996.
Русский язык. Практика. Сборник задач
и упражнений. 8-9 кл. Пичугов Ю.С., Пахнова Т.М. - Просвещение,
1995, 1996.
Русский речь. 5-7 кл. Никитина Е.И. -
Просвещение, 1992, 1993, 1994, 1996.
Русская речь. 8-9 кл. Никитина Е.И. -
Просвещение, 1995, 1996.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3,
4, 5, 6; 1998, № 1. 2.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 6 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1993, № 4,
5, 6; 1994, № 1.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 7 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1994, № 3,
4, 5, 6; 1996, № 1.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 8 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1995, № 3,
4, 5, 6; 1996, № 1, 2.
Русский язык. Типовое планирование
изучения курса. 9 кл. журн. "Русский язык в школе", 1996, № 3,
4, 5, 6; 1997, № 1, 2.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 кл.
Подсказки на каждый день. Ч. 1 (первое полугодие). Угроватова
Т.Ю. - Владос, 1995.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 кл.
Подсказки на каждый день. Ч. 2 (второе полугодие). Угроватова
Т.Ю. - Владос, 1995.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 кл.
Подсказки на каждый день. Ч. 1 (первое полугодие), ч. 2 (второе
полугодие). Угроватова Т.Ю. - Владос, 1995.
Дидактические материалы по русскому языку.
5 кл. Сост. Купалова А.Ю. - Просвещение, 1996.
Методические рекомендации к учебному
комплексу по русскому языку. 5 кл. Сост. Купалова А.Ю. -Просвещение,
1994.
Методические рекомендации к учебному
комплексу по русскому языку. 6-7 кл. Пименова С.Н. -Просвещение,
1994; 1995.
Методические рекомендации к учебному
комплексу по русскому языку. 8-9 кл. Пичугов Ю.С., Пахнова Т.М.
- Просвещение, 1995.
Изучение курса русского языка по
параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией
Разумовской М.М.
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6
ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед.
Используется примерно в 3% школ.
Призвана обеспечить языковое развитие
учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая
направленность на основе расширения понятийной базы обучения
связной речи, а также на основе усиления
функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений
языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа
обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую
направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный
курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и
словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение
систематического курса синтаксиса и соответствующих правил
пунктуации.
Учебно-методические пособия:
Русский язык. 5 кл. Разумовская М.М.,
Львова С.И., Богданова Г.И. и др. - Просвещение, 1995, 1997.
Русский язык. 6 кл. Разумовская М.М.,
Львова С.И., Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1996.
Русский язык. 7 кл. Разумовская М.М.,
Львова С.И., Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1997.
Обучение русскому языку в 5 кл.
Методические рекомендации. Разумовская М.М. и др. - Просвещение,
1995.
Обучение русскому языку в 6 кл.
Методические рекомендации. Разумовская М.М. и др. - Просвещение,
1996.
Обучение русскому языку в 6 кл.
Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7 кл".
Разумовская М.М. и др. - Просвещение, 1997.
Русский язык: углубленное изучение
Программа по русскому языку для средней
школы. Под ред. Панова М.В.
Предназначена для школ и классов с
углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев
гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение
русского языка строится на основе системного подхода.
Учебно-методические пособия:
Русский язык. 5 кл. Под ред.Панова М.В. -
МИКО, Коммерческий вестник, 1996.
Русский язык. 6 кл. Под ред. Панова М.В. -
МИКО Коммерческий вестник, 1997.
Дидактические материалы для углубленного
изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология.
5-7 кл. - Просвещение, 1995.
Углубленное изучение русского языка. 5-9
кл. Сидоренков В.А. - Просвещение, 1995.
Уроки углубленного изучения русского языка
в 9 кл. Соколова Г.П. - Просвещение. 1992.
Уроки углубленного изучения русского языка
в 9 кл. Семенюк А.А. - Просвещение. 1994.
Литература: общеобразовательные курсы
Литература. 5-11. (Под ред. Курдюмовой Т.Ф.,
1994)
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, имеет линейную структуру: в 5-8 кл. -
проблемно-тематический принцип построения курса, в 9 кл. -
начало историко-литературного курса. Используется примерно в 86%
школ.
Учебно-методические пособия:
Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч.
1, 2. Курдюмова Т.Ф. - Просвещение, 1992, 1994, 1996.
Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия.
Полухина В.П. - Просвещение, 1992, 1994, 1997.
Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия.
Коровина В.Я. - Просвещение, 1993, 1995, 1997.
Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия.
Беленький Г.И. - Просвещение, 1993, 1995, 1997.
Литература. 9 кл. Маранцман В.Г. -
Просвещение, 1994, 1997.
Русская литература. 9 кл. Качурин М.Г. -
Просвещение, 1996.
Русская литература. 9 кл. Хрестоматия
историко-литературных материалов. Сост. Каплан И.Е., Пустовойт
П.Г. - Просвещение, 1994.
Русская литература XIX века (первая
половина): Хрестоматия для средней школы. Ч.1, 2. Сост.
Ленюшкина Л.Г., Терентьева Д.Г. - Просвещение, 1995.
Русская поэзия XVIII века: Хрестоматия для
средней школы. - Просвещение, 1995.
Читаем, думаем, спорим. Дидактические
материалы для 5 кл. Курдюмова Т.Ф. - Просвещение, 1996.
Читаем, думаем, спорим. Дидактические
материалы для 6 кл. Полухина В.П. - Просвещение, 1995.
Читаем, думаем, спорим. Вопросы, задания
по литературе. 7 кл. Коровина В.Я. - Просвещение, 1996.
Читаем, думаем, спорим. Книга для
самостоятельной работы учащихся по литературе в 8 кл. Беленький
Г.И., Хренова О.М. - Просвещение, 1996.
Читаем, думаем, спорим. Книга для
самостоятельной работы учащихся по литературе в 9 кл. Беленький
Г.И. - Просвещение, 1996.
Методические рекомендации к
учебнику-хрестоматии "Литература. 5 кл". Курдюмова Т.Ф. -
Просвещение, 1996.
Методические рекомендации к
учебнику-хрестоматии "Литература. 6 кл". Полухина В.П. -
Просвещение, 1994.
Литература в 7 кл. Методические советы.
Коровина В.Я. - Просвещение, 1995.
Литература в 8 кл. Методические советы.
Беленький Г.И. - Просвещение, 1993.
Изучение литературы в 9 кл. Маранцман В.Г.
- Просвещение, 1994.
Литература 5-11 кл. (с завершенным курсом
в 9 кл.) (Под ред. Курдюмовой Т.Ф., 1997)
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру:
проблемно-тематический принцип построения курса завершается в 9
кл.
Учебно-методические пособия:
Учебники и пособия к предыдущей программе
для 5-8 кл., а также:
Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия.
Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Збарский И.С. - Просвещение,
1996.
Литература. 9 кл. Маранцман В.Г. -
Просвещение, 1997.
Русская литература. 9 кл. Хрестоматия
историко-литературных материалов. Сост. Каплан И.Е., Пустовойт
П.Г. - Просвещение, 1994.
Российская школьная хрестоматия. 1-11 кл.
(для внеклассного чтения). В 14-ти кн. Коровина В.Я., Коровин
В.И. - Интербук, 1996.
Изучение литературы в 9 кл. Маранцман В.Г.
- Просвещение, 1994.
Программа по литературе для 5-11 кл. (Под
ред Кутузова А.Г.)
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру с
завершенным курсом в 9 кл. Структурообразующий принцип -
теоретико-литературные понятия: 5 кл. - жанры; 6 кл. - роды и
жанры; 7 кл. - характер, герой, образ; 8 кл. - литература и
традиция; 9 кл. автор, образ, читатель. Включение художественных
произведений от древности до современности в каждом классе
основной школы направлено на формирование у учащихся
представления об историко-литературном процессе. Используется
примерно в 5,5% школ.
Учебно-методические пособия:
В мире литературы. 5 кл.
Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Кутузов А.Г., Леденева В.В.,
Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 1997.
В мире литературы. 6 кл.
Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С.
и др. - Дрофа, 1996.
В мире литературы. 7 кл.
Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С.
и др. - Дрофа, 1996.
Как войти в мир литературы. Методические
рекомендации к учебнику-хрестоматии для 5 кл. Кутузов А.Г. -
Дрофа, 1995, 1996.
Как войти в мир литературы. Методические
рекомендации к учебнику-хрестоматии для 6 кл. Кутузов А.Г. -
Дрофа, 1995, 1996.
Программа по литературе для 5-11 кл.
(Под ред Беленького Г.И.)
Ориентирована на массовую
общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру с
завершенным курсом в 9 кл. Курс основной школы складывается из
двух звеньев (5-7 кл и 8-9 кл.) и строится на сочетании
жанрового, проблемно-тематического и хронологического принципов.
Рассчитана: в 5 кл. - на 4 ч/нед, в 6 и 7 кл. - на 3 ч/нед, в 8
кл - 2 ч/нед, в 9 кл. - 3 ч/нед. Используется примерно в 3,5%
школ.
Учебно-методические пособия:
Начальный курс литературы. 5 кл.
Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Снежневская М.А., Хренова О.М. -
Мнемозина, 1997.
Начальный курс литературы. 6 кл.
Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Хренова О.М., Снежневская М.А. -
Мнемозина, 1997.
Методические рекомендации к
учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Начальный курс литературы".
Снежневская М.А. и др. - Мнемозина, 1997.
Литература: углубленное изучение
Программа по литературе. 5-11. (Есин А.Б.,
Кутузов А.Г., Ладыгин М.Б.)
Предназначена для школ и классов с
углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев
гуманитарного профиля. В основу положено изучение произведения
как эстетической и нравственной ценности. Эстетический подход к
произведению, осознание учениками понятия художественного образа
позволяют на качественно ином уровне осуществлять связи с
другими видами искусства, основой этих связей станет
художественный образ и понятие прекрасного как всеобщей
эстетической и нравственной категории. Используется примерно в
8% школ.
Учебно-методические пособия:
Литература. 5 кл. Ч. 1, 2. Кутузов А.Г.,
Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. - Дрофа, 1995.
Литература. 6 кл. Ладыгин М.Б., Тренина
Т.Г. - Дрофа, 1995.
Литература. 7 кл. Ладыгин М.Б., Папсуев
В.В., Тренина Т.Г. - Дрофа, 1997.
Литература. 8 кл. Ладыгин М.Б., Есин А.Б.,
Тренина Т.Г. - Просвещение, 1994.
Литературное образование в 5-6 кл.
Методические рекомендации для учителя. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б.
- Дрофа, 1996.
|