Я - учитель

 Образовательные программы по русскому языку и литературе.

Образовательная программа по русскому языку и литературе.

 Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам. (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Кулибаба И.И) 

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 86% школ.

 Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

 Учебно-методические пособия:

 Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 1990, 1992, 1994, 1996.

  Русский язык. 6 кл. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. - Просвещение, 1992, 1994, 1996.

 Русский язык. 7 кл. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. и др. - Просвещение, 1991, 1993, 1995, 1997.

 Русский язык. 8 кл. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - Просвещение, 1991, 1993, 1995, 1997.

 Русский язык. 9 кл. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. - Просвещение, 1990, 1992, 1994, 1996.

 Русский язык: справочные материалы. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Под ред. Шанского Н.М. - Просвещение, 1993.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3, 4, 5, 6; 1998, № 1, 2.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 6 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1993, № 4, 5, 6; 1994, № 1.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 7 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1994, № 3, 4, 5, 6; 1995, № 1.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 8 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1995, № 3, 4, 5, 6; 1996, № 1, 2.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 9 кл. журн. "Русский язык в школе", 1996, № 3, 4, 5, 6; 1997, № 1, 2.

 Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 кл. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. - Питер-пресс, 1996.

 Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 8-9 кл. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. - Питер-пресс, 1997.

 Практическая методика русского языка в 5 кл. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. - Просвещение, 1993, 1995.

 Уроки русского языка. 5 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1992.

 Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 кл. Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1991.

 Уроки русского языка в 6 кл. Соколова Г.П. - Просвещение, 1993.

 Уроки русского языка в 6 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1995.

 Уроки русского языка в 7 кл. Богданова Г.А. - Просвещение, 1992.

 Уроки углубленного изучения русского языка в 8 кл. Соколова Г.П. - Просвещение, 1992.

 Практическая методика русского языка. 8 кл. Купалова А.Ю., Никаноров В.В. - Просвещение, 1992.

 Уроки углубленного изучения русского языка в 9 кл. Семенюк А.А. - Просвещение, 1994.

 Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 кл. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. - Мнемозина, 1997.

 Материалы к устному экзамену по русскому языку. 9 кл. Бачманова Н.С., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. - Валент, 1997.

 Готовимся к экзаменам по русскому языку. Пахнова Т.М. - Просвещение, 1997.

 Русский язык 5-9. Тематические зачеты. Варианты 1-2. Богданова Г.А. и др. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1995.

 Русский язык. Методические рекомендации. Нефедова Н.А., Сидоренко Т.Ф., Логинова О.Б. (Уровневая дифференциация обучения). - Образование для всех, 1996.

 Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.А.

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 20% школ.

 Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему (например, введен термин "морфемика"), что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала.

 Учебно-методические пособия:

 Русский язык. Теория. 5-9 кл. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. - Просвещение, 1992- 1996.

 Практика. Сборник задач и упражнений для 5 кл. Купалова А.Ю. - Просвещение, 1992- 1996.

 Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. 6-7 кл. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н. - Просвещение, 1993, 1994, 1996.

 Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. 8-9 кл. Пичугов Ю.С., Пахнова Т.М. - Просвещение, 1995, 1996.

 Русский речь. 5-7 кл. Никитина Е.И. - Просвещение, 1992, 1993, 1994, 1996.

 Русская речь. 8-9 кл. Никитина Е.И. - Просвещение, 1995, 1996.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 5 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1997, № 3, 4, 5, 6; 1998, № 1. 2.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 6 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1993, № 4, 5, 6; 1994, № 1.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 7 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1994, № 3, 4, 5, 6; 1996, № 1.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 8 кл. - журн. "Русский язык в школе", 1995, № 3, 4, 5, 6; 1996, № 1, 2.

 Русский язык. Типовое планирование изучения курса. 9 кл. журн. "Русский язык в школе", 1996, № 3, 4, 5, 6; 1997, № 1, 2.

 Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 кл. Подсказки на каждый день. Ч. 1 (первое полугодие). Угроватова Т.Ю. - Владос, 1995.

 Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 кл. Подсказки на каждый день. Ч. 2 (второе полугодие). Угроватова Т.Ю. - Владос, 1995.

 Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 кл. Подсказки на каждый день. Ч. 1 (первое полугодие), ч. 2 (второе полугодие). Угроватова Т.Ю. - Владос, 1995.

 Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Сост. Купалова А.Ю. - Просвещение, 1996.

 Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 кл. Сост. Купалова А.Ю. -Просвещение, 1994.

 Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6-7 кл. Пименова С.Н. -Просвещение, 1994; 1995.

 Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8-9 кл. Пичугов Ю.С., Пахнова Т.М. - Просвещение, 1995.

 Изучение курса русского языка по параллельным комплексам. Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М.

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ.

 Призвана обеспечить языковое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая направленность на основе расширения понятийной базы обучения связной речи, а также на основе усиления функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

 Учебно-методические пособия:

 Русский язык. 5 кл. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.И. и др. - Просвещение, 1995, 1997.

 Русский язык. 6 кл. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1996.

 Русский язык. 7 кл. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. - Просвещение, 1997.

 Обучение русскому языку в 5 кл. Методические рекомендации. Разумовская М.М. и др. - Просвещение, 1995.

 Обучение русскому языку в 6 кл. Методические рекомендации. Разумовская М.М. и др. - Просвещение, 1996.

 Обучение русскому языку в 6 кл. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 7 кл". Разумовская М.М. и др. - Просвещение, 1997.

 Русский язык: углубленное изучение

 Программа по русскому языку для средней школы. Под ред. Панова М.В.

 Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.

 Учебно-методические пособия:

 Русский язык. 5 кл. Под ред.Панова М.В. - МИКО, Коммерческий вестник, 1996.

 Русский язык. 6 кл. Под ред. Панова М.В. - МИКО Коммерческий вестник, 1997.

 Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Лексика. Словообразование. Морфология. 5-7 кл. - Просвещение, 1995.

 Углубленное изучение русского языка. 5-9 кл. Сидоренков В.А. - Просвещение, 1995.

 Уроки углубленного изучения русского языка в 9 кл. Соколова Г.П. - Просвещение. 1992.

 Уроки углубленного изучения русского языка в 9 кл. Семенюк А.А. - Просвещение. 1994.

 Литература: общеобразовательные курсы

 Литература. 5-11. (Под ред. Курдюмовой Т.Ф., 1994)

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, имеет линейную структуру: в 5-8 кл. - проблемно-тематический принцип построения курса, в 9 кл. - начало историко-литературного курса. Используется примерно в 86% школ.

 Учебно-методические пособия:

 Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Курдюмова Т.Ф. - Просвещение, 1992, 1994, 1996.

 Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия. Полухина В.П. - Просвещение, 1992, 1994, 1997.

 Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия. Коровина В.Я. - Просвещение, 1993, 1995, 1997.

 Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия. Беленький Г.И. - Просвещение, 1993, 1995, 1997.

 Литература. 9 кл. Маранцман В.Г. - Просвещение, 1994, 1997.

 Русская литература. 9 кл. Качурин М.Г. - Просвещение, 1996.

 Русская литература. 9 кл. Хрестоматия историко-литературных материалов. Сост. Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. - Просвещение, 1994.

 Русская литература XIX века (первая половина): Хрестоматия для средней школы. Ч.1, 2. Сост. Ленюшкина Л.Г., Терентьева Д.Г. - Просвещение, 1995.

 Русская поэзия XVIII века: Хрестоматия для средней школы. - Просвещение, 1995.

 Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы для 5 кл. Курдюмова Т.Ф. - Просвещение, 1996.

 Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы для 6 кл. Полухина В.П. - Просвещение, 1995.

 Читаем, думаем, спорим. Вопросы, задания по литературе. 7 кл. Коровина В.Я. - Просвещение, 1996.

 Читаем, думаем, спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 8 кл. Беленький Г.И., Хренова О.М. - Просвещение, 1996.

 Читаем, думаем, спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе в 9 кл. Беленький Г.И. - Просвещение, 1996.

 Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии "Литература. 5 кл". Курдюмова Т.Ф. - Просвещение, 1996.

 Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии "Литература. 6 кл". Полухина В.П. - Просвещение, 1994.

 Литература в 7 кл. Методические советы. Коровина В.Я. - Просвещение, 1995.

 Литература в 8 кл. Методические советы. Беленький Г.И. - Просвещение, 1993.

 Изучение литературы в 9 кл. Маранцман В.Г. - Просвещение, 1994.

 Литература 5-11 кл. (с завершенным курсом в 9 кл.) (Под ред. Курдюмовой Т.Ф., 1997)

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру: проблемно-тематический принцип построения курса завершается в 9 кл.

 Учебно-методические пособия:

 Учебники и пособия к предыдущей программе для 5-8 кл., а также:

  Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Збарский И.С. - Просвещение, 1996.

 Литература. 9 кл. Маранцман В.Г. - Просвещение, 1997.

 Русская литература. 9 кл. Хрестоматия историко-литературных материалов. Сост. Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. - Просвещение, 1994.

 Российская школьная хрестоматия. 1-11 кл. (для внеклассного чтения). В 14-ти кн. Коровина В.Я., Коровин В.И. - Интербук, 1996.

 Изучение литературы в 9 кл. Маранцман В.Г. - Просвещение, 1994.

 Программа по литературе для 5-11 кл. (Под ред Кутузова А.Г.)

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру с завершенным курсом в 9 кл. Структурообразующий принцип - теоретико-литературные понятия: 5 кл. - жанры; 6 кл. - роды и жанры; 7 кл. - характер, герой, образ; 8 кл. - литература и традиция; 9 кл. автор, образ, читатель. Включение художественных произведений от древности до современности в каждом классе основной школы направлено на формирование у учащихся представления об историко-литературном процессе. Используется примерно в 5,5% школ.

 Учебно-методические пособия:

 В мире литературы. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 1997.

 В мире литературы. 6 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Леденева В.В., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 1996.

 В мире литературы. 7 кл. Учебник-хрестоматия. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. и др. - Дрофа, 1996.

 Как войти в мир литературы. Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии для 5 кл. Кутузов А.Г. - Дрофа, 1995, 1996.

 Как войти в мир литературы. Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии для 6 кл. Кутузов А.Г. - Дрофа, 1995, 1996. 

 Программа по литературе для 5-11 кл. (Под ред Беленького Г.И.)

 Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, имеет концентрическую структуру с завершенным курсом в 9 кл. Курс основной школы складывается из двух звеньев (5-7 кл и 8-9 кл.) и строится на сочетании жанрового, проблемно-тематического и хронологического принципов. Рассчитана: в 5 кл. - на 4 ч/нед, в 6 и 7 кл. - на 3 ч/нед, в 8 кл - 2 ч/нед, в 9 кл. - 3 ч/нед. Используется примерно в 3,5% школ.

 Учебно-методические пособия:

 Начальный курс литературы. 5 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Снежневская М.А., Хренова О.М. - Мнемозина, 1997.

 Начальный курс литературы. 6 кл. Учебник-хрестоматия. Ч. 1, 2. Хренова О.М., Снежневская М.А. - Мнемозина, 1997.

 Методические рекомендации к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Начальный курс литературы". Снежневская М.А. и др. - Мнемозина, 1997.

 Литература: углубленное изучение

 Программа по литературе. 5-11. (Есин А.Б., Кутузов А.Г., Ладыгин М.Б.)

 Предназначена для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. В основу положено изучение произведения как эстетической и нравственной ценности. Эстетический подход к произведению, осознание учениками понятия художественного образа позволяют на качественно ином уровне осуществлять связи с другими видами искусства, основой этих связей станет художественный образ и понятие прекрасного как всеобщей эстетической и нравственной категории. Используется примерно в 8% школ.

 Учебно-методические пособия:

 Литература. 5 кл. Ч. 1, 2. Кутузов А.Г., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. - Дрофа, 1995.

 Литература. 6 кл. Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. - Дрофа, 1995.

 Литература. 7 кл. Ладыгин М.Б., Папсуев В.В., Тренина Т.Г. - Дрофа, 1997.

 Литература. 8 кл. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Тренина Т.Г. - Просвещение, 1994.

 Литературное образование в 5-6 кл. Методические рекомендации для учителя. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. - Дрофа, 1996.