Copyright © Innokentieva_ES

МОУ "Хатасская СОШ им.П.Н. и Н.Е.Самсоновых" ГО "г.Якутск"
 
Эссе "Я учитель математики…"

  У каждого учителя математики свой путь в свою деятельность, свои цели и задачи, свои любимые методы и приемы, свои искания и находки, свои ошибки и удачи…
  Что такое математика? Все говорят, что она - царица наук. А для меня она - огромный мир познания и науки, которая достигается через математическое образование. Как учитель математики я стремлюсь тому, чтобы каждый мой ученик овладел системой математических знаний, приобрел умения и навыки, которые бы формировали у него свое мировоззрение, нравственные качества личности, развили их творческие способности, что,  в конечном итоге, помогло бы ученикам успешно самореализоваться  и найти свое место в жизни.
  А в чём смысл моей работы, такой любимой и такой трудной? Может быть, главное в том, чтобы научить школьников математике и чтобы они, успешно сдав ЕГЭ, смогли бы поступить в те вузы, где овладели бы профессией, о которой мечтают? Безусловно, это очень важно. Но есть ведь другие способы освоить тестовые технологии и успешно сдать главный выпускной экзамен: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование. Тогда что же главное?
  Очень важно не столько дать знания, сколько научить добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть УЧУ их УЧИТЬСЯ. Недаром мудрый Л. Н. Толстой утверждал: "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…" Значит, я должна предоставить своим ученикам возможность самостоятельно искать ответ, решение, истину… Моя роль на уроке - роль режиссёра, а не роль суфлёра. Я должна направлять размышления учеников, а не подсказывать решение, чтобы в результате поиска юный математик смог воскликнуть: "Эврика! Нашёл!" Когда я вижу торжество победы в глазах своего ученика, чувствую в эти минуты, что, наверное,  как преподаватель математики я состоялась.
  Но только ли в этом моё учительское призвание? За партами в школе сидит Наше Будущее. Каким оно будет, во многом зависит от учителей. Речь должна вестись не столько о пресловутых ЗУНах школьников, об интеллектуальном развитии учеников-исследователей, сколько о личности ребёнка - том самом ценном, что отличает нас друг от друга. Учитель не только преподаватель, но и воспитатель - эту прописную истину знает каждый. Значит, я прежде всего должна воспитывать человека и делать это не только личным примером, но и средствами своего предмета - Её Величества Математики.
Для достижения всех этих целей и задач я выработала некоторые свои направления работы, которые помогают мне добиться хороших результатов:
1.        Введение в свое школе системы дифференцированного образования, с целью которого является развитие познавательных способностей учащихся согласно их уровню подготовки. На уроках математики параллельные классы разделяются на три группы. Каждая группа учится по соответствующим программам. Для групп повышенного уровня - развивающая программа, для среднего уровня - базовая, для группы детей с ослабленным здоровьем - по требованиям обязательных стандартов обучения. Для групп повышенного уровня проводятся дополнительные занятия для углубленного обучения, для подготовки к предметным олимпиадам, элективные курсы по исследовательским темам, консультации по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся группы, занимающиеся по базовой программе, овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, расширяя свои познания через формы внеклассной работы. Для детей с ослабленным здоровьем, которым трудно дается математика, идет коррекция обучения  на основе индивидуального подхода. По итогам года обучающиеся могут переходить на другие группы. Такая система помогает ребятам комфортно чувствовать, преодолевать трудности по усвоению математических тем и хорошо успевать.
2.        Творческая внеклассная работа по математике через кружок "Дьо5ур" и семейную олимпиаду. Уже 13 год продолжает работу кружок "Дьо5ур" при РЛИ, который обеспечивает предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию сельских школьников. В нем ежегодно занимаются более 100 учащихся.
  С 2008 года в школе провожу семейную математическую олимпиаду "Лучшая математическая семья". Количество участников этой олимпиады с каждым годом растет. Среди победителей можно назвать семью Ноевых, Жирковых, Михайлоых, Алексеевых и других.
  Таким образом, для меня Математика не сухая наука с набором формул, алгоритмов и понятий. Это стройная, логическая система, всё объясняющая и во всё проникающая. Математика вокруг нас, математика - сама жизнь. Я стремлюсь приобщить детей к математике как к части человеческой культуры. Со временем к моим школьникам приходит понимание того, что серьёзное занятие этой наукой воспитывает характер, вырабатывает терпение и внимание, формирует волю, делает людей более уравновешенными и сосредоточенными.